Воскресенье, 05.05.2024, 14:28 | Приветствую Вас Гость
.

О Героях Великой Отечественной войны!






И один в поле воин, если он Русский

Никола́й Влади́мирович Сироти́нин (7 марта 1921, Орёл — 17 июля 1941, Кричев, Белорусская ССР) — старший сержант артиллерии. Во время Великой Отечественной войны, прикрывая отступление своего полка, в одном бою в одиночку уничтожил 11 танков, 7 бронемашин,57 солдат и офицеров противника.

До войны работал на заводе «Текмаш» в Орле. Призван в РККА 5 октября 1940 года, проходил службу в Полоцке. Член ВЛКСМ.

По одним данным, 22 июня 1941 года получил лёгкое ранение при авианалёте. Вскоре был направлен на фронт, в район Кричева. Служил наводчиком орудия в составе 6-й стрелковой дивизии. По другим данным, 25 июня 1941 года он принял бой в составе роте заставы 55 стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии на рубеже р. Дитва и после выполненного задания достиг нового рубежа обороны у р. Добрость

Под натиском 4-й танковой дивизии Хайнца Гудериана, которой командовал фон Лангерман, части 13-й армии отступали, а вместе с ними и полк Сиротинина. 17 июля 1941 года командир батареи принял решение оставить у моста через реку Добрость на 476-м километре шоссе Москва — Варшава одно орудие с расчётом из двух человек и боекомплектом в 60 снарядов прикрывать отступление с задачей задержать танковую колонну. Одним из номеров расчёта стал сам комбат; вторым добровольно вызвался Николай Сиротинин.

Орудие было замаскировано на холме в густой ржи; позиция позволяла хорошо просматривать шоссе и мост. Когда на рассвете показалась колонна немецкой бронетехники, Николай первым выстрелом подбил вышедший на мост головной танк, а вторым — замыкающий колонну бронетранспортёр, тем самым создав пробку на дороге. Командир батареи получил ранение и, поскольку боевая задача была выполнена, отошёл в сторону советских позиций. Однако Сиротинин отказался отступать, поскольку при пушке по-прежнему оставалось значительное количество неизрасходованных снарядов.

Немцы предприняли попытку расчистить затор, стащив подбитый танк с моста двумя другими танками, но и они были подбиты. Бронемашина, попытавшаяся преодолеть реку вброд, увязла в болотистом берегу, где была уничтожена. Немцам долго не удавалось определить местополжение хорошо замаскированного орудия; они считали, что бой с ними ведёт целая батарея. Бой продолжался два с половиной часа, за это время было уничтожено 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров.

К моменту, когда позиция Николая была обнаружена, у него осталось всего три снаряда. На предложение сдаться Сиротинин ответил отказом и отстреливался из карабина до последнего.

17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?

— Из дневника обер-лейтенанта 4-й танковой дивизии Фридриха Хёнфельда

Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка Сиротинина. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей. Мне, как знающей немецкий язык, главный немец лет пятидесяти с орденами, высокий, лысый, седой, приказал переводить его речь местным людям. Он сказал, что русский очень хорошо сражался, что если бы немцы так воевали, то давно уже взяли бы Москву, что так должен солдат защищать свою Родину — фатерланд…

— показания Ольги Вержбицкой, жительницы села Сокольничи

Награды

  • Орден Отечественной войны 1-й степени (посмертно)

В 1948 году останки Николая Сиротинина были перезахоронены в братской могиле, на которой установлен памятник в виде скульптуры солдата, скорбящего о погибших товарищах, а на мраморных досках в списке захороненных указана фамилия Сиротинина Н. В.

В 1960 году Сиротинин был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.

В 1961 году на месте подвига у шоссе поставлен памятник в виде скромного обелиска с именем героя, возле которого на постаменте установлено настоящее 76-мм орудие. В городе Кричев имеется улица Сиротинина.

На заводе «Текмаш» в Орле установлена небольшая мемориальная доска с краткой справкой о Н. В. Сиротинине.

В музее Боевой Славы в средней школе № 17 города Орла имеются материалы, посвящённые Н. В. Сиротинину.

Н. В. Сиротинин так и не был представлен к званию Героя Советского Союза. По словам родственников, для оформления документов нужна была фотография, но единственная имевшаяся у родных фотокарточка была утеряна в эвакуации. Согласно официальному ответу Главного управления кадров Министерства обороны СССР, для представления Н. В. Сиротинина к высокому званию нет оснований, поскольку в годы войны вышестоящим командованием не было принято такого решения, а в послевоенные годы повторно рассматривались только нереализованные представления.


Иван Петрович Журавлёв (1 ноября 1905 года — 3 мая 1989 года) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Советского Союза (1940).

Родился Иван Петрович Журавлёв в 1905 году в д. Переварово Тверской губернии в крестьянской семье. В 1907—1923 годах жил в Колпино, где и окончил школу.


Начало службы

В 1924 году И. П. Журавлёв вступил в РККА и был направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, по окончании которой в 1925 году продолжил обучение во 2-й Борисоглебской школе лётчиков, выпущен в 1927 году младшим лётчиком. В феврале 1929 года — ноябре 1938 года И. П. Журавлёв служил в поселке Кречевицы на должностях: старший лётчик, командир корабля, командир авиационного отряда, командир эскадрильи, помощник командира полка бомбардировочной авиации. В 1936 году за успехи в боевой подготовке он был награждён Орденом Ленина. С апреля 1938 года И. П. Журавлёв — старший лётчик-инспектор ВВС Ленинградского военного округа (ЛВО).

Советско-финская война

С началом Советско-финской войны майор Журавлёв проводит большую работу по формированию частей Северо-Западного фронта, 1 февраля 1940 года он был назначен командующим 2-й эскадрильи 85-го особого скоростного бомбардировочного авиаполка (самолёты СБ). Эскадрилья отлично действовала в ходе войны, совершила 185 боевых вылетов в исключительно сложных метеоусловиях, в том числе ночью. И. П. Журавлёв лично совершил 18 ночных боевых вылетов, вслепую, при метеоусловиях, когда вся остальная авиация фронта действовать не могла, бомбил железнодорожные узлы финнов, плотину на Сайменском канале, артиллерийские позиции. Кроме этого он испытал на практике новый вид бомбометания — парашютными бомбами с малых высот. Подвиги И. П. Журавлёва во время советско-финской войны были высоко оценены — 7 апреля 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда № 256.

С марта 1940 года И. П. Журавлёв вновь лётчик-инспектор ВВС ЛВО. С 1940 года — член ВКП(б). Перед войной он был назначен заместителем командующего ВВС ЛВО А. А. Новикова.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны полковник И. П. Журавлёв на той же должности, 24 июня 1941 года ЛВО был преобразован в Северный фронт, где он также был назначен заместителем командующего ВВС. 24 августа 1941 года Северный фронт был разделён на Ленинградский и Карельский, И. П. Журавлев был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского фронта.

В октябре 1941 года И. П. Журавлёв был назначен начальником восточной оперативной авиационной группы ВВС Ленинградского фронта, участвовал в Тихвинских оборонительной и Тихвинской наступательной операциях. В феврале 1942 года группа была преобразована в ВВС Волховского фронта, И. П. Журавлев становится их командующим, участвовал в Любаньской операции.

27 июня 1942 года И. П. Журавлёв ВВС Волховского фронта были преобразованы в 14-ю воздушную армию. Командуя армией И. П. Журавлёв участовал в Синявинской операции, Операции Искра, Мгинской, Ленинградско-Новгородской, Псковско-Островской, Тартуской, Рижской и Прибалтийской операциях.

27 ноября 1944 года управление 14-й воздушной армии было выведено в резерв Ставки ВГК, соединения и части переданы в другие воздушные армии, однако И. П. Журавлёв оставался командиром армии до её расформирования 1 мая 1945 года.

После войны

После войны И. П. Журавлёв учился на Высших академических курсах (ВАК) при Академии Генштаба, после их окончания, в июле 1948 года назначен командующим ВВС Беломорского военного округа, c мая 1950 года — командир 76-й воздушной армии.

С февраля 1956 года И. П. Журавлёв в отставке по состоянию здоровья. В отставке персональный пенсионер, жил в Ленинграде, участвовал в патриотическом воспитании молодёжи. Инициатор создания музея боевой славы при школе № 27 Новгорода.

Умер Иван Петрович Журавлёв в 1989 году в Ленинграде.

Звания

  • полковник — 1940
  • генерал-майор авиации — 29.10.1941
  • генерал-лейтенант авиации — 30.04.1943

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза — № 256, 07.04.1940
  • три Ордена Ленина — 1936 (№ 2929), 07.04.1940,…
  • четыре Орденов Красного Знамени
  • Орден Богдана Хмельницкого 1 степени — 29.06.1945
  • два Орден Суворова 2-й степени
  • Орден Отечественной Войны 1-й степени — 06.04.1985 (к 40-летию Победы)
  • 11 медалей

Польша: Орден Виртути Милитари

  • Почётный гражданин Волхова — после войны
  • Почетный гражданин Новгорода — 27.06.1985

Орлов, Михаил Иванович

Михаил Иванович Орлов (21 ноября 1918, деревня Акминсале — 3 августа 1944, около железнодорожной станции Межаре) — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, гвардии капитан. Герой Советского Союза.

Биография

Родился 21 ноября 1918 года в крестьянской семье в деревне Акминсале Лудзенского уезда Латвии. По национальности русский. Его отец, Иван Фёдорович, военнослужащий Красной Армии, участвовал в Гражданской войне (в 1919 году помог выйти из окружения полку красноармейцев). После войны вернулся домой, но был объявлен неблагонадёжным латышскими властями и выселен с женой и сыном в Советскую Россию (родиной Ивана Фёдоровича был Опочецкий уезд Псковской губернии).

С восьми лет Миша воспитывался в семье дедушки Никиты Матвеевича и бабушки Варвары Михайловны, дяди Алексея Никитича и его жены Евдокии Павловны Кошняковых в деревне Новиково Пыталовского района. Был трудолюбивым, любознательным, помогал по хозяйству, пас скот. В деревне закончил Новожиловскую (Бухолово) шестиклассную школу. Некоторое время поработал на торфоразработках, на предприятиях в Риге. В 1940 году поступил в Рижское пехотное училище и был зачислен в первый взвод 6-й роты.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны командовал отделением курсантов и воевал под Скрундой. Вскоре училище было эвакуировано, однако большая часть эшелона, на котором следовали эвакуировавшиеся, была разбомблена между Гулбене и станцией Сита. Вместе с подразделениями 181-й стрелковой дивзии Михаил Орлов отступал через Пыталово-Остров на Псков. Участвовал в боях под Москвой и Старой Руссой, четыре раза был ранен, но после излечения возвращался в свою дивизию. Он принимал участие в боевых действиях на Западном, Северо-Западном и 2-м Прибалтийском фронтах. В боях несколько раз ранен. В 1943 году был принят в ВКП(б).

В 1944 году участвовал в боях под Новосокольниками и Насвой, где проявил личное мужество и талант командира. Под Насвой его батальон получил задачу: овладеть деревней Чирки, игравшей важную роль в немецкой обороне. Первую атаку немцы отбили, и советские бойцы залегли. В итоге Орлов решил произвести разведку боем, о чём своевременно уведомил командира полка. Разведка боем прошла успешно: Орлов несколькими атаками выбил противника из его траншей и ДОТов. К вечеру гвардейцы при поддержке артиллерии взяли деревню. Утром удалось перерезать дорогу на Полутино, после чего немцы организовали мощную контратаку от Насвы. Когда были ранены командир батальона майор Губанов и его заместитель, Орлов принял на себя командование батальоном и сумел отбить атаку. 16 января 1944 года его батальон ворвался в расположение противника под деревней Барсучки, заняв траншеи, шесть дзотов и уничтожив до 60 солдат и офицеров противника. 1 февраля 1944 года Михаил Орлов был награждён за свои действия орденом Красного Знамени.

Особо отличился в августе 1944 года в боях при освобождении Латвии. В наступательных боях 2 августа 1944 года, несмотря на огневое противодействие противника, контратаковал две его роты, нанёс сильный урон живой силе и заставил отступить. 3 августа 1944 года в районе железнодорожной станции Межаре Екабпилского района, действуя в разведке, его рота вышла на дорогу Резекне-Крустпилс и, сломив споротивление противника, закрепилась в его тылу. Противник предпринял многочисленные попытки контратаковать советское подразделение, применив и самоходное орудие. В ходе продолжающегося боя рота была окружена. Гвардии капитан М.И. Орлов получил многочисленные ранения, а рота понесла значительные потери ранеными. Но Орлов продолжал командовать ротой до подхода батальона, в критические моменты заменяя выходящих из строя пулемётчиков. Нанося сильной урон живой силе противника, небольшая группа бойцов под командованием командира роты прорвала кольцо окружения, вынесла раненых товарищей и, перейдя железную дорогу, закрепилась на рубеже, продолжая отражать контратаки противника до подхода основных сил батальона.

В тот же день Михаил Иванович Орлов умер от ран (а по другим данным, был убит). Похоронен он был около станции Межаре в братской могиле.

Виктор Васильевич Талалихин

В.В.Талалихин

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

В Великую Отечественную должность Талалихина – заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...

Талалихин В.В.

Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», – понял летчик и, резко увеличив скорость – будь что будет! – бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Именем Талалихина были названы улицы в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В Подольске установлен памятник, в Москве – бюст Героя.

Иван Никитович Кожедуб

И.Н. Кожедуб справа

(1920– 1991), маршал авиации (1985), Герой Советского Союза (1944 – дважды; 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка, провёл 120 воздушных боёв; сбил 62 самолёта.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19 февраля 1945 г. (иногда указывается дата 24 февраля).

В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфупта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-перескающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Титаренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу.

Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар. В кабине Ме 262 находился унтер-офицер Курт-Ланге из 1./КG(J)-54.

Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титаренко выполняли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу FW-190 с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из сорока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами. Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истребителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Тем не менее, охотники появились.

Сзади с верху Кожедуб в первой атаке сбил ведущего замыкающей группу четверки фоккеров. Охотники стремились создать у противника впечатление от наличия в воздухе значительного количества советских истребителей. Кожедуб бросил свой Ла-7 прямо в гущу самолетов противника, доворачивая Лавочкин влево и вправо, ас вел короткими очередями огонь из пушек. Немцы поддались на уловку – фокке-вульфы стали освобождать от бомб, мешающих вести воздушный бой. Однако, пилоты люфтваффе скоро установили наличие в воздухе всего лишь двух Ла-7 и, пользуясь численным преимуществом, взяли гвардейцев в оборот. Одному FW-190 удалось зайти в хвост истребителю Кожедуба, однако Титаренко открыл огонь раньше немецкого летчика - фокке-вульф взорвался в воздухе.

К этому время подоспела помощь – группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Кожедуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На обратном пути Кожедуб увидел одиночный FW-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Это был последний, 62-й, сбитый лучшим летчиком-истребителем союзников немецкий самолет.

Иван Никитович Кожедуб отличился также в битве на Курской дуге.

В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета - американские истребители Р-51 «Мустанг». В одном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «Летающий Крепости». Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дистанции. Кожедуб, видимо, также принял «Мустанги» за мессеров, ушел из-под огня переворотом и, в свою очередь, атаковал «противника».

Один «Мустанг» он повредил (самолет, дымя, вышел из боя и, немного пролетев, упал, летчик выпрыгнул с парашютом), второй Р-51 взорвался в воздухе. Только после результативной атаки Кожедуб заметил белые звезды ВВС США на крыльях и фюзеляжах сбитых им самолетов. После приземления командир полка полковник Чупиков посоветовал Кожедубу помалкивать об инциденте и отдал ему проявленную пленку фотокинопулемета. О существовании пленки с кадрами горящих «Мустангов» стало известно только после смерти легендарного летчика.

Алексей Петрович Маресьев

А.П. Маресьев

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, "За заслуги перед Отечеством" 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" (М., 1960).

Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.

Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

Красноперов Сергей Леонидович

Красноперов

Красноперов Сергей Леонидович родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка Чернушинского района. В мае 1941 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперов прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. В этом полку в июне 1943 года он вступил в ряды партии. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб в бою 24 июня 1944 года. "14 марта 1943 года. Летчик-штурмовик Сергей Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темркж. Ведя шестерку "илов", он поджег у причала порта катер. Во второй вылет вражеский снаряд угодил в мотор. Яркое пламя на мгновение, как показалось Красноперову, затмило солнце и сразу же исчезло в густом черном дыму. Красноперов выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался вести самолет к линии фронта. Однако через несколько минут стало ясно, что спасти самолет не удастся. А под крылом - сплошное болото. Выход один: идти на посадку. Едва горящая машина коснулась фюзеляжем болотных кочек, едва успел летчик выскочить из нее и чуть отбежать в сторону, прогрохотал взрыв.

Через несколько дней Красноперов снова в воздухе, и в журнале боевых действий командира звена 502-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Красноперова Сергея Леонидовича появилась краткая запись: "23.03.43". Двумя вылетами уничтожил автоколонну в районе ст. Крымской. Уничтожил автомашин – 1, создано очагов пожара – 2". 4 апреля Красноперов штурмовал живую силу и огневые средства в районе высоты 204,3 метра. В следующем вылете штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномет.

Однажды младший лейтенант получил задание на свободный полет в паре. Он был ведущим. Скрытно, на бреющем полете пара "илов" проникла глубоко в тыл противника. Заметили на дороге автомашины – атаковали их. Обнаружили скопление войск - и внезапно обрушили на головы гитлеровцев губительный огонь. С самоходной баржи немцы выгружали боеприпасы и вооружение. Боевой заход – баржа взлетела на воздух. Командир полка подполковник Смирнов писал о Сергее Красноперове: "Такие героические подвиги товарища Красноперова повторяются в каждом боевом вылете. Летчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка". И в самом деле. Сергею минуло всего 19 лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь 20, а его грудь украсила Золотая Звезда Героя.

Семьдесят четыре боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы "илов", и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.


Турнирная Таблица
Статистика
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Кто Станет чемпионом РПЛ 2019?
Всего ответов: 2
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Счётчик

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0